ЦГБ г. Азова
На главнуюКарта сайтаНаписать письмо
ГлавнаяО насУслугиКонтактыНовостиГорячая линияИнформация для пациентовИнформация для сотрудниковПоискВакансии
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
НА САЙТ НАШЕЙ БОЛЬНИЦЫ!

БОЛЬНИЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Единая регистратура по приему вызовов:
(86342)3-62-80
(86342)3-62-64
(86342)3-61-90
(86342)3-61-71
(86342)3-59-37
(86342)3-59-33
(86342)3-59-32
(86342)3-59-30
(86342)3-59-28
(86342)4-02-66
(86342)4-02-05
(86342)6-20-58
(86342)6-34-38
(86342)6-71-18
(86342)4-02-33
(86342)6-77-65
(86342)4-03-05
(86342)4-31-03
Приемное отделение ул.Измайлова,58(86342)4-07-44 (86342)4-13-43
Время работы: круглосуточно
Приемное отделение, ул.Васильева, 96/13 (86342) 6-87-39
Время работы: круглосуточно
Акушерское приемное отделение, Кагальницкое шоссе, 3 (86342) 6-80-20
Время работы: круглосуточно
Гинекологическое приемное отделение, Кагальницкое шоссе, 3 (86342)6-82-78
Время работы: круглосуточно
Приемная главного врача (86342)4-17-87
время работы : пн-пт 08-16
по факту нахождения (86342)4-32-30
Телефон горячей линии: (86342) 4-02-65
Время работы : пн-пт 08-17
Дежурный администратор : (86342)4-13-43
Время работы : пн-пт 08-18, сб-вс круглосуточно
e-mail: azovcgb@yandex.ru
Телефон доверия для детей и подростков: 8-800-200-0122
Оперативная помощь : 122

Новости

Информационные материалы о юридических последствиях злоупотребления наркотиками и участия в их незаконном обороте В Российской Федерации система правового регулирования оборота наркотиков, в том числе их незаконного оборота и потребления, полностью соответствует международным нормативным актам, важнейшими из которых являются: – «Единая конвенция о наркотических средствах» 1961 года; – «Конвенция о психотропных веществах» 1971 года; – «Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 года. Основным нормативным актом, определяющим построение системы правового регулирования рассматриваемых вопросов в нашей стране является Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Закон «О наркотиках»). Этим законом определены основные понятия, в том числе понятия наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; принципы государственной политики в сфере оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту; определены правила оборота наркотиков, механизмы противодействия их незаконному обороту и помощи больным наркоманией. В частности, Законом «О наркотиках» определено, что наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами являются вещества, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Таким образом, введено юридическое понятие наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотики), отличающееся от медицинского понимания наркотиков, где в качестве основных их признаков рассматривается наличие у вещества свойств психоактивного воздействия и формирования химической (физиологической) зависимости. Поэтому, например, такое распространенное в обороте вещество как алкоголь, оказывающее мощное психоактивное воздействие, способное достаточно быстро формировать химическую зависимость и оказывающее существенные социальные негативные последствия, как для самого потребителя, так и для его окружения, с юридической точки зрения наркотиком не является. Важнейшее значение введения юридического понятия наркотиков состоит в том, что действие механизма правового регулирования оборота наркотиков, в том числе ответственности за их незаконный оборот и потребление, распространяются только на вещества, являющиеся наркотиками с юридической точки зрения, то есть включенные в специальный Перечень. В нашей стране этот Перечень формируется правительством и утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (далее – Перечень наркотиков и прекурсоров). Перечень наркотиков и прекурсоров содержит 4 списка: – Список I – наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен. Возможно использование этих веществ только в научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Большинство наркотиков, потребляемых без назначения врача, включены именно в этот Список, например, «марихуана», «героин», «дезоморфин», «амфетамин» все «соли» и «спайсы»; – Список II – наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля. Возможно использование этих веществ в медицинских целях при соблюдении достаточно строгих условий, устанавливаемых Законом «о наркотиках» и рядом приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации; – Список III – психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля. Возможно использование этих веществ в медицинских целях при соблюдении более простых условий, устанавливаемых Законом «о наркотиках» и рядом приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации. Наркотики, включенные в списки II и III в незаконном обороте встречаются редко; – Список IV – прекурсоры, которые объединены в 3 таблицы: Таблица I – особые меры контроля (самый строгий контроль), Таблица II – общие меры контроля (более мягкий контроль), Таблица III – допускается исключение некоторых мер контроля (наиболее мягкий контроль). При необходимости включения в Перечень наркотиков и прекурсоров каких-либо веществ, которых ранее в нем не было, издается Постановление Правительства о внесении дополнений в Постановление Правительства от 30.06.1998 № 681. Эта процедура применяется достаточно часто, особенно в последние годы. Современная международная наркоситуация характеризуется регулярным появлением в обороте новых веществ, имеющих все признаки наркотиков с медицинской точки зрения и оказывающих очень агрессивное воздействие на здоровье человека, вплоть до смерти в результате первой же пробы их потребления. Однако, с юридической точки зрения эти вещества наркотиками не являются. Соответственно, лица, занимающиеся их оборотом, не могут привлекаться к ответственности, предусмотренной за незаконный оборот наркотиков. При этом процедура внесение изменений в Перечень наркотиков достаточно длительна. В результате, имеет место существенное запаздывание юридического признания вещества наркотиком от времени его попадания в оборот, что нередко влечет тяжелые последствия. В целях решения сложившейся ситуации, в отечественное право (в Закон «о наркотиках» и ряд иных нормативных актов) было введено понятие «новые потенциально опасные психоактивные вещества» (далее – НПВ), в качестве которых рассматриваются вещества, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (далее – Реестр НПВ). Ведение и пополнение Реестра осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Процедура включения вещества в Реестр НПВ существенно проще, чем в Перечень наркотиков. В результате российское право сейчас предусматривает ответственность за незаконный оборот и потребление наркотиков и их аналогов, их прекурсоров и НПВ. Наркотиками, их аналогами и НПВ являются вещества или их смеси, которые могут непосредственно употребляться в целях достижения наркотического эффекта, прекурсоры – это вещества, используемые для изготовления наркотиков. Понятие аналогов наркотиков раскрывается в ст. 1 Закона «о наркотиках», согласно которому аналоги наркотических средств и психотропных веществ – это вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотиков и прекурсоров, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотиков, включенных в Перечень наркотиков и прекурсоров. Например, в настоящее время одним из самых распространенных в незаконном обороте веществ является α-пирролидиновалерофенон (одно из веществ, распространенных под сленговым названием «соли»), которое не включено в Перечень наркотиков и прекурсоров, но является аналогом наркотического средства N-метилэфедрон, включенного в Перечень наркотиков и прекурсоров. Значительное количество уголовных дел связано с незаконным оборотом именно этого вещества. Что касается запрета конкретных действий с наркотиками, то проще сказать, что запрещено абсолютно всё. И любые действия с наркотиками, или даже как-то связанные с наркотиками, влекут административную или уголовную ответственность. Без юридических последствий на наркотики можно только смотреть. Даже разговор о наркотиках, ведущийся определённым образом, может рассматриваться как правонарушение. На настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит 17 статей, предусматривающих ответственность за действия с наркотиками, а Уголовный кодекс – 12 статей. Стоит указать, что со временем построение и содержание системы правовой ответственности за незаконные действия с наркотиками меняется, вводятся новые нормы в виде самостоятельных статей или частей уже существующих норм. Предыдущие значительные изменения были проведены в 2013 году. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях как было указано содержит 17 статей предусматривающих ответственность за те или иные действия с наркотиками. Это ст. 6.8, ст. 6.9, ст. 6.9.1, ст. 6.10, ст. 6.13, ст. 6.15, ст. 6.16, ст. 6.16.1, ст. 10.4, ст. 10.5, ст. 10.5.1, часть 7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, части 2 и 3 ст. 20.20, ст. 20.21, ст. 20.22 КОАП РФ. Из них 7 статей связаны с потреблением наркотиков: ст. 6.9, часть 7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, части 2 и 3 ст. 20.20, ст. 20.21, ст. 20.22 КОАП РФ. Чаще всего в правоприменительной практике встречаются правонарушения, предусмотренные статьями 6.9, 12.8 и частями 2 и 3 ст. 20.20 КОАП РФ, на их долю приходится до 85% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков. Ст. 6.9 КОАП РФ. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Как потребление рассматриваются любые осознанные (умышленные) действия лица, в результате которых наркотические средства или психотропные вещества либо новые потенциально опасные психоактивные вещества усваиваются организмом (метаболизируются), например, инъекционный способ (с помощью укола), курение, вдыхание, выпивание, съедание, теоретически возможно появление наркотиков (или их форм), которые могут потребляться путем касания. Для подтверждения факта потребления наркотиков или НПВ необходимо проведение медицинского освидетельствования, то есть химико-токсикологического исследования биологических сред (обычно используется моча) методом газо-жидкостной хроматографии. Иные методы исследований могут дать ошибочный положительный результат, и эти результаты не используются для принятия решения по рассматриваемому правонарушению. Поэтому при получении положительного результата после применения, например, экспресс метода тест полосками проводится его проверка методом газо-жидкостной хроматографии. При отказе лица пройти освидетельствование лицо привлекается к ответственности по данному правонарушению без проведения каких-либо исследований. Требование пройти освидетельствование должно быть высказано уполномоченным лицом. В качестве такового может выступать лицо, в компетенцию которого входит составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.9 КОАП РФ. То есть им может быть сотрудник органов внутренних дел России, наделенный такими полномочиями в соответствии со своими функциональными обязанностями. Поводом предъявления требования пройти освидетельствование может служить субъективное мнение уполномоченного лица, что проверяемый употребил наркотики или НПВ, не зависимо от того на основании чего это мнение сложилось (например, особенности поведения проверяемого, либо его участие в незаконном обороте наркотиков и др.). Время потребления наркотиков или НПВ не влияет на квалификацию. Положительный результат освидетельствования, то есть наличие в организме метаболитов наркотиков или НПВ, дает достаточное основание для привлечения лица к ответственности, даже если вещества были употреблены несколько дней назад. По общему правилу субъектами административных правонарушений могут быть лица, достигшие 16 лет. Соответственно и к ответственности по этой статье могут привлекаться только лица с этого возраста. Если наркопотребитель моложе 16 лет, то квалификация осуществляется как правонарушение, предусмотренное ст. 20.22 КОАП РФ, субъектом которого являются законные представители такого наркопотребителя. Правоприменительная практика показывает, что данное правонарушение чаще всего фиксируется среди всех административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков, его доля составляет около 63% по России и 75% по Ростовской области. Примечание к ст. 6.9 КОАП РФ разъясняет, что лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса. Введение указанной дефиниции нацелено на мотивирование наркопотребителей к прохождению лечения и реабилитации. Зачастую судьи, рассматривающие дела об административных правонарушениях, связанных с потреблением наркотиков, предлагают правонарушителям пройти медицинские и реабилитационные мероприятия, избежав административной ответственности. Если правонарушитель принимает такое решение, то судья накладывает на него обязанности по прохождению диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации. При уклонении лица от исполнения этих обязанностей оно привлекается к ответственности, предусмотренной ст. 6.9.1 КОАП РФ. Остальные составы административных правонарушений, связанных с потребление наркотиков или НПВ, предусматривают ответственность за особые случаи наркопотребления или нахождения в состоянии опьянения, в том числе в результате потребления наркотиков или НПВ. Часть 7 ст. 11.5 КОАП РФ Управление воздушным судном в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от освидетельствования на состояние опьянения. Ст. 11.9 КОАП РФ Управление судном судоводителем, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение судоводителя от освидетельствования на состояние опьянения. Эти правонарушения встречаются крайне редко в правоприменительной практике. Например, за 2017 год по России выявлено 1 правонарушение, предусмотренное частью 7 ст. 11.5 КОАП РФ, и ни одного по ст. 11.9 КОАП РФ. Ст. 12.8 КОАП РФ Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. В примечании к рассматриваемой статье разъясняется, что ответственность, предусмотренная настоящей статьей, наступает в случае установленного факта наличия в организме водителя наркотических средств или психотропных веществ. Таким образом, для установления факта нахождения водителя в состоянии наркотического опьянения необходимо, во-первых, подтверждение факта управления транспортным средством, во-вторых, проведение химико-токсикологического исследования биологических сред методом газо-жидкостной хроматографии, как и в случае производства по правонарушению, предусмотренному ст. 6.9. КОАП РФ. В случае отказа водителя от прохождения освидетельствования он должен быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КОАП РФ. В случае выявления данного правонарушения ответственность должна наступать по совокупности правонарушений, предусмотренных статьями 12.8. и 6.9. КОАП РФ. Правонарушение, предусмотренное ст. 12.8. КОАП РФ выявляется достаточно часто, его доля в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков составляет около 9%. Часть 2 ст. 20.20 КОАП РФ Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Часть 3 ст. 20.20 КОАП РФ. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Особенность квалификации по рассматриваемой статье в отличие от правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КОАП РФ, заключается в том, что правонарушение совершается в общественном месте. Можно сделать вывод, что это правонарушение имеет бóльшую общественную опасность, так как совершается с особой циничностью и подает отрицательные пример. Тем не менее, для граждан России за его совершение предусмотрена такая же санкция, что и за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.9. КОАП РФ. Для квалификации правонарушения по рассматриваемой статье необходимо подтверждение потребления наркотиков или НПВ в общественных местах, что может быть зафиксировано протоколом или показаниями свидетелей. В качестве «иных общественных мест» могут рассматриваться любые места, как на открытом воздухе, так и в помещениях, доступ в которые не ограничен кругом конкретных лиц. В остальном признаки данного правонарушения такие же, как в случае, предусмотренном ст. 6.9 КОАП РФ. Рассматриваемая статья достаточно часто встречается в правоприменительной практике. Доля этих правонарушений составляет около 11% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков. Примечание к ст. 6.9 КОАП РФ разъясняет, что лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное и частью 2 ст. 20.20 КОАП РФ. Ст. 20.21 КОАП РФ. Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Норма предусматривает ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, независимо, от того, в результате потребления каких веществ наступило это опьянение. Важным квалифицирующим признаком рассматриваемого правонарушения является оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности. Он устанавливается субъективно лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении по данному составу, то есть сотрудником органов внутренних дел, исходя из поведения правонарушителя и собственных представлений об общественной морали. Норма не часто встречается в правоприменительной практике. На её долю приходится менее 1% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков. Ст. 20.22 КОАП РФ. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются законные представители несовершеннолетнего. Санкция предусматривает наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. Данная норма рассматривается как особый случай неисполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по его воспитанию, что повлекло последствия в виде приобщения несовершеннолетнего к наркопотреблению. Для установления факта наркопотребления, как и в случае производства по правонарушению, предусмотренному ст. 6.9 КОАП РФ, необходимо проведение химико-токсикологического исследования биологических сред методом газо-жидкостной хроматография. Для привлечения к ответственности законных представителей несовершеннолетнего не принципиальна давность потребления вещества несовершеннолетним, при этом состояние опьянения у него может уже закончиться. Освидетельствование на состояние опьянения не требует проведение исследования биологических сред в обязательном порядке и может быть проведено на основании анализа поведения несовершеннолетнего компетентными медиками. Это существенно ускоряет и упрощает производство по данному правонарушению. Характерно, что данная норма не предусматривает ответственности за отказ от прохождения освидетельствования. Норма не часто встречается в правоприменительной практике. На её долю приходится около 1,5% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков. Из остальных административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков в правоприменительной практике чаще всего (около 12% в общем массиве) встречается правонарушение, предусмотренное ст. 6.8. КОАП РФ. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Кроме признаков, указанных непосредственно в диспозиции нормы, для квалификации деяния необходимо учитывать, что действия, перечисленные в статье, должны совершаться с наркотиками в количествах, меньших, чем значительный размер. При значительном размере наркотиков или его превышении, те же действия квалифицируются как преступление, предусмотренное ст. 228 УК России. Значительный размер устанавливается для каждого конкретного наркотика и указывается в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228-1, 229 и 229-1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Стоит указать, что на практике значительный размер приближен к тому количеству наркотика, которое зачастую используется в целях разового потребления. Именно поэтому административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8 КОАП РФ, в правоприменительной практике встречаются примерно в 6 раз реже, чем преступления, предусмотренные ст. 228 УК РФ, ведь нахождение в обороте вещества в количестве меньшем, чем необходимо для разовой дозы потребления, бывает очень редко и обычно связано с изготовлением наркотика потребителем в количестве, недостаточном для потребления. Как «приобретение» рассматриваются любые действия, направленные на получение возможности распоряжаться наркотиком или наркосодержащим растением, например, поднял как находку или сорвал (в случае с растением), купил, получил в дар или иным образом и т.д. Как «хранение» рассматриваются любые действия по обеспечению нахождения наркотика (или растения) в определенном месте, например, в кармане, в сумке, в машине, дома (как у себя, так и у кого-то), на коком-то участке местности в тайнике или под открытым небом. При этом не важно, в течение какого срока хранение осуществляется, даже если наркотик находится у лица в течение 1 секунды, то это может рассматриваться как хранение. «Перевозка» может быть совмещена с хранением, в случае личной перевозки самим правонарушителем, а может быть совершена как самостоятельное действие при осуществлении перевозки с использованием другого лица, которое может участвовать в этом сознательно или неосознанно. При этом наркотик (или растение) должно перемещаться из одного места в другое любым способом (даже велосипедом). Если перемещение осуществляется пешком, то это рассматривается как хранение. Как «изготовление» рассматриваются любые действия, в результате которых наркотик появляется как продукт преобразования субстанций, не являющихся наркотиками. Например, изготовление наркотиков из лекарственных препаратов или наркосодержащих растений. Как «переработка» рассматриваются любые действия с наркотиками, в результате которых меняются их свойства, например, увеличивается концентрация. Принципиально, что любые указанные действия должны совершаться без цели сбыта. Если они совершаются в целях сбыта, то они квалифицируются как преступление, предусмотренное ст. 228.1 УК России, независимо от размера наркотиков. В каких иных целях осуществляются указанные действия не имеет значения для квалификации, это могут быть цели личного потребления, проведения опытов, коллекционирования и какие угодно другие, кроме сбыта. Примечание к ст. 6.8 КОАП РФ разъясняет, что лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение. В качестве добровольной сдачи рассматриваются действия, направленные на официальную, документально заверенную передачу наркотиков в орган внутренних дел. Еще одним достаточно часто встречающимся в правоприменительной практике составом является административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.9.1 КОАП РФ. Уклонение от прохождения лечения от наркомании или медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, освобожденным от административной ответственности в соответствии с примечанием к статье 6.9 настоящего Кодекса, либо уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судьей возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток. Как было ранее указано, обязанности по прохождению лечения от наркомании или медицинской и (или) социальной реабилитации накладываются на лицо как условие его освобождения от ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 или частью 2 ст. 20.20 КОАП РФ. При получении таких обязанностей наркопотребитель должен в установленный срок прибыть в медицинское учреждение, где составляется график прохождения всех необходимых мероприятий. Как уклонение от исполнения обязанностей рассматривается неприбытие лица в медицинскую организацию или несоблюдение сроков прохождения назначенных ему мероприятий. Контроль за соблюдением обязанностей осуществляют органы внутренних дел. При установлении факта неисполнения обязанностей выясняются причины, и если они не связаны с объективной невозможностью исполнения обязанностей (например, заболеванием), то лицо привлекается к ответственности. На долю рассматриваемого правонарушения приходится около 6% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков. Из остальных составов чаще всего в правоприменительной практике (около 1% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков) встречается правонарушение, предусмотренное ст. 10.5 КОАП РФ. Непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, после получения официального предписания уполномоченного органа. Санкция предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Значительная часть территории Российской Федерации расположена в климатических условиях, способствующих произрастанию наркосодержащих растений, из которых наибольшее распространение получила конопля. По действующему законодательству землепользователи и землевладельцы обязаны поддерживать землю в надлежащем состоянии, не допуская её засорения, в том числе наркосодержащими растениями. Стоит указать, что в нашей стране нет бесхозных земель. Собственниками или пользователями могут выступать частные лица (например, владельцы садовых участков), предприятия (например, завод), администрации муниципальных образований и т.д. Порядок уничтожения наркосодержащих растений установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 № 1087 «Об утверждении Положения об уничтожении растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо прекурсоры» (далее – Положение). В соответствии с Положением в случае неисполнения обязанности уничтожения наркосодержащих растений уполномоченные органы выносят предписание об их уничтожении, с указанием срока его исполнения. Не исполнение предписания в установленный срок рассматривается как правонарушение, предусмотренное ст. 10.5 КОАП РФ. Стоит указать, что в случае неисполнения предписания уничтожение наркосодержащих растений осуществляется государственными органами с возмещением расходов за счет землепользователя (землевладельца). Ст. 10.5.1 КОАП РФ в правоприменительной практике встречается не часто (около 0,5% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков). Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Санкция предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до четырех тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. В качестве наркосодержащих рассматриваются растения, указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 934 «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее Постановление Правительства от 27.11.2010 № 934). Как культивирование рассматриваются действия, направленные на выращивание наркосодержащих растений или создание благоприятных условий для их произрастания. Например, культивирование – это посев наркосодержащих растений и дальнейший уход за ними (прополка, полив и т.д), культивированием же будет и уход за наркосодержащими растениями, самостоятельно произрастающими в дикорастущем очаге (прополка, пререживание, полив и т.д.). Действия по культивированию наркосодержащих растений квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное ст. 10.5.1 КОАП РФ, если они совершаются в отношении растений в количестве меньшем, чем крупный. При достижении этого количества или его превышении культивирование квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 231 УК РФ. Крупный и особо крупный размер устанавливается для каждого конкретного наркосодержащего растения и указывается в Постановлении Правительства от 27.11.2010 № 934. Так, для конопли он составляет 20 растений. С нарушениями в сфере контроля оборота наркосодержащих растений связано и административное правонарушение, предусмотренное ст. 10.4 КОАП РФ. Непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей. Данное правонарушение крайне редко встречается в правоприменительной практике, в 2015, 2016 и 2017 годах в Российской Федерации таких правонарушений не выявлялось. Статьи 6.15 и 6.16 КОАП РФ предусматривают ответственность за нарушение правил оборота на предприятиях, имеющих лицензию на его осуществление. Ст. 6.15 КОАП РФ. Нарушение юридическим лицом правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Санкция предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, или без таковой. Данное правонарушение крайне редко встречается в правоприменительной практике, в 2015, 2016 и 2017 годах в Российской Федерации таких правонарушений не выявлялось. Ст. 6.16 КОАП РФ в правоприменительной практике встречается редко, на её долю приходится около 0,7% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков. Данная статья предусматривает ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде. Санкция предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой. За совершение тех же действий в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, санкция предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой. За совершение тех же действий в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, санкция предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой. Примечание к статье разъясняет, что при нарушении правил оборота прекурсоров лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Правила оборота наркотиков и прекурсоров устанавливаются целым рядом нормативных актов, включая международные соглашения, законы и федеральные законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и приказы отдельных ведомств. В большинстве случаев для осуществления оборота наркотиков и их прекурсоров необходимо получение лицензии. Ст. 6.16.1 КОАП РФ предусматривает ответственность за незаконный оборот прекурсоров, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотиков и прекурсоров (которые подлежат самому строгому контролю), и очень редко встречается в правоприменительной практике. За 2017 года в Российской Федерации выявлено только 31 такое правонарушение. Диспозиция нормы звучит как незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. То, что действие статьи распространяется только на оборот прекурсоров, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотиков и прекурсоров, указано в примечании к статье. Там же предусмотрено освобождение от ответственности за совершение рассматриваемого правонарушения в случае добровольной сдачи приобретенных прекурсоров, растений, содержащих прекурсоры либо их частей, содержащих прекурсоры. Не может признаваться добровольной сдачей прекурсоров, растений, содержащих прекурсоры либо их частей, содержащих прекурсоры, их изъятие после возбуждения дела об административном правонарушении. В соответствии с частью 4 ст. 28.1 КОАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования. Стоит указать, что рассматриваемая статья распространяется на действия по незаконному обороту прекурсоров, включенных в список I и лишь в количествах, меньших, чем крупный размер. При достижении или превышении этого размера деяние квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 228.3 УК России. В правоприменительной практике эта статья встречается редко. За 2017 год в России выявлено 31 такое правонарушение. Ст. 6.13 КОАП РФ. Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ. Санкция предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления. Понятие пропаганды наркотиков раскрыто в части 1 ст. 46 Закона «о наркотиках». В качестве таковой расценивается распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях. Например, как пропаганда наркотиков может квалифицироваться демонстрация фильма, в том числе художественного, в котором показывается, как употребляется (то есть способ использования) тот или иной наркотик (путем курения, вдыхания, инъекционно и т.д.). По этой же статье могут квалифицироваться действия по распространению надписей, указывающих электронные адреса интернет-сайтов, с помощью которых можно заказать наркотики, так как в данном случае распространяется информация о месте приобретения наркотиков. Понятие рекламы наркотиков изложено в ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», где как таковая рассматривается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о лицах, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний. Таким образом, рекламой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является рекламная информация в отношении этих объектов, распространяемая в любой форме и призванная формировать или поддерживать интерес к наркотическим средствам, психотропным веществам. В соответствии с пунктом 3 ст. 46 Закона «О наркотиках», допускается реклама только наркотических средств и психотропных веществ, включенных в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (т.е. наркотиков, используемых в медицинской практике), и только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Во всех иных случаях реклама наркотических средств и психотропных веществ запрещена. Для квалификации деяния по рассматриваемой статье принципиально, что пропаганда и реклама наркотиков должны осуществляться в отношении неопределенного круга лиц. Если пропагандистская или рекламная информация излагается в обращении к конкретному кругу лиц или одному лицу, то такие действия должны квалифицироваться как вовлечение в потребление НПВ (ст. 6.10 КОАП РФ предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в потребление НПВ) или склонение к потреблению наркотиков, предусмотренное ст. 230 УК РФ. Статья 6.13 КОАП РФ редко встречается в правоприменительной практике, за 2017 год в Российской Федерации выявлено 151 такое правонарушение, что составило около 0,1% в общем массиве административных правонарушений в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков. Ст. 6.10 КОАП РФ. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей. Если эти действия совершены родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, то санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. В правоприменительной практике в части вовлечения несовершеннолетнего в употребление НПВ эта статья встречается редко, за 2017 года такие административные правонарушения не выявлялись. Уголовный кодекс Российской Федерации как было указано содержит 12 статей предусматривающих ответственность за те или иные действия с наркотиками и НПВ. Это ст. 228, ст. 228.1, ст. 228.2, ст. 228.3, ст. 228.4, ст. 229, ст. 229.1, ст. 230, ст. 231, ст. 232, ст. 233 и ст. 234.1 УК России. Ст. 228 УК РФ. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере. Санкция предусматривает наложение штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок. Те же деяния, совершенные в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового. В целом диспозиция нормы аналогична той, что предусмотрена ст. 6.8 КОАП РФ, отличаясь от неё тем, что перечисленные действия совершаются с веществами в количествах не меньших чем значительный размер. Сведения о значительном, крупном и особо крупном размерах указаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228-1, 229 и 229-1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Примечание к ст. 228 УК РФ предусматривает, что лицо, добровольно сдавшее наркотики или наркосодержащие растения и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, освобождается от ответственности. При этом подчеркивается, что не может признаваться добровольной сдачей изъятие наркотиков и наркосодержащих растений при задержании лица и при производстве следственных действий по обнаружению и изъятию наркотиков и наркосодержащих растений. Большинство рассматриваемых преступлений совершаются наркопотребителями. В связи с этим Уголовный кодекс, как и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит норму, мотивирующую на отказ от потребления наркотиков ради избегания наказания. Ст. 82.1 УК России: осужденному, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 настоящего Кодекса, признанному больным наркоманией и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медицинской реабилитации, социальной реабилитации, но не более чем на пять лет. После прохождения курса лечения от наркомании, медицинской реабилитации, социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения, медицинской реабилитации, социальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания. К ответственности за совершение рассматриваемого преступления может быть привлечено лицо, достигшее возраста 16 лет. После преступлений, связанных со сбытом наркотиков, данная статья чаще иных преступлений и административных правонарушений, связанных с наркотиками, составляя около 45% в общем массиве наркопреступлений. Среди всех наркопреступлений и связанных с наркотиками административных правонарушений чаще всего в правоприменительной практике встречаются преступления, предусмотренные ст. 228.1 УК РФ, составляя около 52% в общем массиве наркопреступлений и 32% – в общем массиве наркопреступлений и связанных с наркотиками административных правонарушений. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Санкция предусматривает лишение свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового. Как видно, указанный состав, предусмотренный частью 1 ст. 228.1 УК РФ, предусматривает ответственность за сбыт наркотиков в количествах меньших, чем значительный размер, при этом минимальный размер вещества вообще не устанавливается, сбыт даже очень малого количества влечет ответственность. Части 2,3,4 и 5 рассматриваемой статьи предусматривают обстоятельства преступления, увеличивающие его общественную опасность: совершение в значительном, крупном или особо крупном размере, в составе групп, в определенных местах, с использованием СМИ, в отношении несовершеннолетнего и др. Соответственно увеличивается и ответственность за его совершение. Максимальное наказание предусматривает пожизненное лишение свободы. Как «сбыт» рассматриваются любые действия, направленные на передачу наркотиков или наркосодержащих растений от одного человека другому. Таковыми могут быть, например, продажа с непосредственной передачей наркотиков или через тайник (закладку), передача в дар или «на пробу», пересылка заказчику и т.д. В настоящее время большинство лиц, привлеченных к ответственности за сбыт наркотиков, осуществляли эти действия, размещая наркотики в «закладки». Как «производство» рассматриваются действия, по изготовлению наркотиков в оптовых количествах. Эти действия близки к тем, которые предусмотрены понятием «изготовление», содержащимся в ст. 228 УК РФ, поэтому на практике, для квалификации деяния по ст. 228.1 УК РФ, собираются доказательства, подтверждающие производство в целях сбыта. Все иные действия, предусмотренные ст. 228 УК РФ (приобретение, хранение, перевозка, переработка), совершаемые в целях сбыта, квалифицируются по ст. 228.1 УК РФ. В этом случаи они рассматриваются как покушение на сбыт. В соответствии со ст. 29 УК РФ ответственность за покушение наступает по статье, предусматривающей ответственность за оконченное преступление. Стоит указать, что действия лица, не сбывающего наркотики лично, но осуществляющего их хранение в интересах сбытчика, тоже квалифицируются как сбыт. В этом случае они рассматриваются как соучастие в исполнении преступления. Сбыт наркотиков рассматривается как наиболее общественно опасное деяние в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков. Ответственность за его совершение наступает с 16-летнего возраста. На долю преступлений, предусмотренных статьями 228 и 228.1 УК РФ приходится около 97% в общем массиве выявляемых наркопреступлений. Понятно, что остальные составы в правоприменительной практике встречаются редко. Ст. 228.2 УК РФ. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ, повлекшее их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил. Санкция предусматривает наложение штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Как видно, состав этого преступления близок к составам, предусмотренным статьями 6.15, 6.16 и 10.4 КОАП РФ, отличаясь от них только наступление последствий в виде утраты наркотиков, инструментов или наркосодержащих растений. В правоприменительной практике данная статья встречается редко. За 2017 год в России выявлено 27 таких преступлений. Ст. 228.3 УК РФ. Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, в крупном размере. Санкция предусматривает наложение штрафам в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, либо обязательные работы на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до одного года. Действия по незаконному обороту прекурсоров в особо крупных размерах наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от девяти месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Состав преступления близок составу административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16.1 КОАП РФ, отличаясь от него тем, что действия совершаются с прекурсорами в крупных и особо крупных размерах. Которые указаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 08.10.2012 № 1020 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Статья предусматривает ответственность за незаконные действия с прекурсорами, не связанные с их сбытом. Действия по сбыту прекурсоров квалифицируются по ст. 228.4 УК РФ. Статья содержит примечание, аналогичное статье 228 УК РФ об освобождении от ответственности в случае добровольной сдачи прекурсоров. В примечании также указано, что ответственность наступает лишь за действия, связанные с прекурсорами, включенными в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотиков и прекурсоров. В правоприменительной практике данная статья встречается редко. За 2017 год в России выявлено 17 таких преступлений. Ст. 228.4. УК РФ. Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, в крупном размере. Часть 2 предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере, которые наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от девяти месяцев до одного года либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. В правоприменительной практике данная статья встречается редко. За 2017 год в России выявлено 25 таких преступлений. Ст. 229 УК РФ. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Санкция предусматривает лишение свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового. Части 2,3 и 4 рассматриваемой статьи предусматривают обстоятельства преступления, увеличивающие его общественную опасность: совершение в значительном, крупном или особо крупном размере, в составе групп, с применением насилия. Соответственно увеличивается и ответственность за его совершение. Самое строгое наказание предусматривает лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Ответственность за совершение рассматриваемого преступления наступает с 14-летнего возраста. В правоприменительной практике данная статья встречается редко. За 2017 год в России выявлено 78 таких преступлений. Ст. 229.1 УК РФ. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Санкция предусматривает лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. Части 2,3 и 4 рассматриваемой статьи предусматривают обстоятельства преступления, увеличивающие его общественную опасность: совершение в значительном, крупном или особо крупном размере, в составе групп, с применением насилия. Соответственно увеличивается и ответственность за его совершение. Самое строгое наказание предусматривает пожизненное лишение свободы. Как перемещение через границу рассматриваются любые действия, в результате которых наркотики (прекурсоры, наркосодержащие растения) попадают на территорию Российской Федерации с территории других стран. Например, перемещение лично, с привлечением других людей или посредством международной пересылки и т.д. Ответственность по данной статье наступает в том случае, если вещество является наркотиком, прекурсором или наркосодержащим растением по российскому законодательству, даже, если оно не признается таковым в стране, откуда они перемещены. Такая ситуация встречается в связи с тем, что списки наркотиков, прекурсоров и наркосодержащих растений не идентичны в разных странах. За 2017 год в России выявлено 711 таких преступлений. Ст. 230 УК РФ. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Санкция предусматривает ограничение свободы на срок до трех лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет. Части 2,3 и 4 рассматриваемой статьи предусматривают обстоятельства преступления, увеличивающие его общественную опасность: совершение в составе групп, с применением насилия, в отношении нескольких лиц, в отношении несовершеннолетнего, последствие в виде смерти. Соответственно увеличивается и ответственность за его совершение. Самое строгое наказание предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Как было указано при рассмотрении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.13 КОАП РФ, склонением является доведение информации, содержащей признаки пропаганды или рекламы наркотиков конкретному кругу лиц или одному лицу. Ст. 231 УК РФ. Незаконное культивирование в крупном размере растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Санкция предусматривает наложение штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок. Часть 2 рассматриваемой статьи содержит обстоятельства преступления, увеличивающие его общественную опасность: совершение в составе групп или в особо крупном размере, и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Состав близок к административному правонарушению, предусмотренному ст. 10.5.1 КОАП РФ, отличаясь от него лишь тем, что культивирование совершается с наркосодержащими растениями в крупном и особо крупном размере. Ст. 232 УК РФ. Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Санкция предусматривает лишение свободы на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового. Части 2 и 3 рассматриваемой статьи предусматривают обстоятельства преступления, увеличивающие общественную опасность в результате его совершения в составе группы лиц по предварительному сговору и организованной группой. Самое строгое наказание предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Примечание к статье разъясняет, что под систематическим предоставлением помещений понимается предоставление помещений более двух раз. Само понятие «притон» не раскрывается в законодательных актах, поэтому практика пошла по пути понимания под ним помещения, систематически предоставляемого для потребления наркотиков. Принципиально, что притон может быть организован только в помещении, в том числе временном. Под «предоставлением» понимаются действия по умышленному допущению в помещение лиц, не имеющих законного права на его использование, для целей наркопотребления. Субъектом же преступления может выступать лицо, которое фактически распоряжается помещением, независимо от того имеет оно на это законные основания или нет. Притон может быть организован по месту проживания, работы или в каком-нибудь заброшенном помещении. Ст. 233 УК РФ. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ. Санкция предусматривает штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работе на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работе на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Законные основания выдачи рецептов на наркотики изложены в приказах Министерства здравоохранения Российской Федерации и предусматривают обеспечение наркотиками, допустимыми к использованию в медицинской практике, лиц, страдающих определенными заболеваниями и в определенных количествах. Соответственно под незаконной выдачей понимаются действия по выдаче рецепта лицу, который не страдает соответствующим заболеванием, или в количествах выше установленной нормы. Под подделкой понимаются действия по составлению и выдаче рецепта лицом, не имеющим на это права, либо лицом имеющим право составлять рецепт, но с умышленным нарушением порядка его составления и выдачи. Ст. 234.1 УК РФ. Незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен. Санкция предусматривает штраф в размере до тридцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо ограничение свободы на срок до двух лет. Части 2 и 3 рассматриваемой статьи предусматривают обстоятельства преступления, увеличивающие общественную опасность в результате его совершения в крупном и особо крупном размерах, либо повлекшие последствия в виде тяжкого вреда здоровью или смерти. Самое строгое наказание предусматривает наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до восьми лет. Статья предусматривает ответственность за любые действия в сфере оборота НПВ. Управление по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Ростовской области

Вернуться к списку


Главная | О нас | Услуги | Контакты | Новости | Горячая линия | Информация для пациентов | Информация для сотрудников | Поиск

Независимая оценка качества
Горячая линия для работников бюджетных учреждений по вопросам оплаты труда
Национальные проекты
zakupki.donland.ru

©Центральная городская больница г. Азова

Яндекс.Метрика Создание сайта - Mibok.ru
Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта